Дарить деловые подарки – целое искусство, которым лучше не пренебрегать, чтобы все участники рабочих процессов остались довольны сотрудничеством. Мы много писали о том, что подарить руководителю, коллегам, сотрудникам, партнерам и клиентам, а сегодня давайте поговорим о том, чего дарить не стоит. Есть немало презентов, которые не принято дарить в деловых кругах.
Лучше исключить из списка все личные вещи, в том числе, например, мужской галстук или женский шейный платок. Выбор таких вещей – дело вкуса конкретного человека, да и взаимодействие в деловой среде не предполагает насколько близких знакомств.
Логика исключения этих предметов такая же, что и с личными вещами.
Есть коллективы, в которых подобные презенты приемлемы, но при малейшем сомнении, от подарка-прикола лучше отказаться.
Одариваемый может оказаться не готовым принять в качестве подарка прыжок с парашютом, горное восхождение или сафари.
К этой категории относятся любые презенты, намекающие на лишний вес, проблемы со здоровьем, дефекты внешности, слишком юный или, наоборот, почтенный возраст, на пагубные увлечения. Например, абонемент в тренажерный зал, сертификат на медицинское обследование или косметические процедуры.
При этом «обидными» они становятся в контексте ситуации и индивидуальных предпочтений одариваемого:
Если вы выбрали такой презент, вы должны быть уверены, что для него точно найдется место и он подойдет по стилю.
Для такого подарка вы должны быть уверены, что у одариваемого на выбранную дату нет планов. В деловой среде такие подарки лучше не использовать.
Исключением может стать, пожалуй, только кофе-машина или полезный гаджет для офиса. Кухонные комбайны, утюги, мультиварки лучше приберечь для презентов своим домашним.
Их не стоит дарить без предварительной договоренности даже близким друзьям, – одариваемый может оказаться не готов принять такую ответственность.
И еще несколько слов о цене подарка: слишком дешевый презент способен обидеть человека, в то время как слишком дорогой заставит почувствовать его вашим должником. Единых цифр и рекомендаций в этом вопросе нет, все зависит от масштабов компании, степени ее процветания.
В любом случае, выбирая бизнес-подарок, задайте себе вопросы: укрепит ли он сотрудничество? повысит ли лояльность сотрудников/клиентов к компании? Подарки просто «для галочки» – пустая трата денег.