Каждое изделие златоустовских мастеров можно причислить к числу художественных произведений искусства. Приступая к работе, художники-граверы продумывают все до мелочей, от формы будущего сувенира до способов его отделки и декорирования. Именно поэтому из-под рук мастера – а все изделия делаются только вручную – всякий раз рождается шедевр, способный удовлетворить запросы самого искушенного в этих вопросах человека.
Как же удается превратить обычный, на первый взгляд, кофейный набор, пасхальное яйцо, настольные часы, книгу в подарок или сувенир, достойный самых возвышенных эпитетов: «эксклюзивный», «роскошный», «бесценный»?
Искусством гравировки иглой и резцом по стали, латуни, золоту, серебру мастера из Златоуста владеют довольно давно. Но и сегодня этот процесс совершенствуется, что позволяет создавать новые, ни на что не похожие образцы. Вот как это происходит.
Сначала разрабатывается эскиз будущего изделия, подбираются материалы, из которых будут изготовлены детали. В Златоусте это, в первую очередь, металл, на который впоследствии будут нанесены гравировка или рисунок кистью. Вместе с латунью, золотом, бронзой, серебром могут использоваться другие высококачественные материалы: например, дерево и мрамор в шахматном ларце, природный камень в различных вариантах настольных и каминных часов, фарфор в кофейном наборе на 6 персон, хрусталь в шикарной вазе с букетом из золотых роз и т.п.
По готовому эскизу вытачивается и шлифуется заготовка, которую готовят к нанесению гравировки: тщательно полируют с наружной и внутренней стороны, покрывают лаком.
Следующий этап — нанесение рисунка, требующее особой осторожности и навыков художественного рисования. Контур будущего рисунка переносится на покрытую лаком поверхность будущего изделия. Далее используется стальная игла, позволяющая добиться изображения с тонкой линией или шлифовкой.
Травление делает поверхность металла матовой или глянцевой, а места нанесения рисунка — более заметными. Дальше все зависит от задумки мастера: он может дополнить рисунок, выгравированный иглой, резьбой резцом или рисовкой кистью, позволяющими получать более объемные, рельефные изображения.
Так, к примеру, появились настоящие художественные картины в наборе «Президент», на фляжке «Песня гор» и блюде «На балу». Особого внимания заслуживают иконы («Святой Николай Чудотворец») и книги в необычной обложке (Коран или Библия), — они не просто вызывают восхищение богато оформленным внешним видом, но и помогают приобщиться к духовной культуре целого народа.
Но и это еще не все. Чтобы изделие заиграло по-настоящему, мастера его украшают:
чернят латунь, которая в результате становится иссиня-черного цвета;
никелируют поверхность, чтобы придать ей матовый или глянцевый вид и защитить металл (латунь, сталь и т.п.) от внешнего воздействия;
золотят слоем высокопробного драгоценного металла, что придает изделию благородство и шик;
серебрят, чаще по золоту или золотому покрытию, чернят серебро – возникает контрастное сочетание различных материалов, как на самоваре «Кони»;
инкрустируют драгоценными и полудрагоценными металлами – так, основа настольного набора «Орел» сделана из натурального малахита, штофы, фужеры и рюмки из коньячно-водочного набора «Зима-лето» украшены четырьмястами фианитами.
Как правило, в одном изделии сочетаются сразу несколько способов обработки металла, нанесения рисунка, декорирования, что превращает его в уникальный подарок, прекрасно подходящий к любому торжественному случаю.