Первый фарфор, согласно историческим источникам, был получен в Китае в середине первого тысячелетия н.э., а материалы и процесс его изготовления долгое время хранились восточными мастерами в секрете. На волне европейского интереса к китайским вещам, пришедшейся на XV век, особого внимания удостоились и фарфоровые сервизы, статуэтки, вазы, ставшие большой диковинкой и долгое время являвшиеся подарком для королей и знатных особ.
Западные мастера на протяжении многих лет пытались создать подобный материал и первые пригодные к использованию образцы увидели свет в 1707-1710 гг. в Европе, а спустя примерно три десятка лет трудами Д.И. Виноградова в Санкт-Петербурге появился первый русский фарфор. Однако на этом эксперименты не завершились, и во второй половине XVIII века был создан уникальный костяной фарфор.
Его изобретение приписывается англичанину Джозии Споуду, который в попытках приблизить имеющуюся формулу к китайскому первоисточнику, в итоге открыл новый вид. Интересно заметить, что через некоторое время эта технология пришла и в Азию – таким образом состоялся своеобразный фарфоровый «обмен» между Востоком и Западом.
Изобретение Споуда очень быстро стало фаворитом Старого Света из-за высоких пошлин на торговлю с Китаем. Между тем, он был несколько проще в изготовлении, что позволило скопировать процесс производства многим изготовителям.
Основной особенностью костяного фарфора, по сравнению с классическим, считается очень привлекательный молочно-белый цвет, изделия из него можно сделать более легкими и тонкими, пропускающими свет. Посуда из него выглядит настолько изящно, что порой костяной фарфор еще называют белым золотом или королевским фарфором.
Специфика его рецептуры определила название нового материала – дело в том, что помимо классических компонентов в состав входит специальным образом обработанная пережженная кость. Она подвергается обжигу при температуре около 1000 °C, затем растирается в порошок, смешивается с водой и только после этого добавляется к основной массе. При этом от технологии обжига и пропорций значительно зависит качество будущих фарфоровых изделий.
Получается, что в мире до сих пор нет единой формулы производства фарфора, что, в свою очередь, на руку конечным покупателям, ведь сколько людей – столько и мнений, а это значит, что каждый в предложенном многообразии сможет найти изделие по душе. Однако мы настоятельно рекомендуем вам хотя бы раз в жизни все же отведать чая из оригинального костяного сервиза.
…и непременно легонько постучите по нему ложечкой, – считается, что звук костяного фарфора более тонкий и мелодичный, чем у его классического собрата.